ОПУСТЫНИВАНИЕ ДЕЛЬТЫ АМУДАРЬИ И ДИНАМИКА РАСТИТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ АРАЛЬСКОГО КРИЗИСА
Новикова Н.М., Кузьмина Ж.В., Мамутов Н.К. Опустынивание дельты Амударьи и динамика растительности в условиях Аральского кризиса // Аридные экосистемы. 2023. Том 29. № 4 (97). С. 4-20. | PDF
Исследование выполнено по проблеме динамики экосистем и их компонентов в связи с развитием Аральского экологического кризиса. Теоретической основой работы послужило представление о том, что динамика растительности в условиях опустынивания дельтового ландшафта – антропогенно обусловленный природный гологенетический процесс смены растительности гидроморфных пойменных и плавневых биотопов растительностью полугидроморфных луговых и солончаковых биотопов, что в итоге приводит к формированию зональной растительности автоморфных биотопов. Это эндо-экогенентические смены, обусловленные направленным сокращением влагообеспеченности биотопов и сопутствующим засолением и эволюцией почв. Смены происходят как сукцессионным, так и катастрофическим путем. В северной, неосвоенной части дельты Амударьи, из-за сокращения водной поверхности моря и резкого сокращения обводненности к 1990-м годам сложились экологические условия, характерные для пустынных ландшафтов: значения и режим климатических параметров приблизились к пустынным, грунтовые воды заглубились на 5-10 м и стали недоступны корням растений. Воссоздание системы водоемов и заполнение бывших морских заливов способствуют формированию гидроморфных условий на локальных участках.
Геоботанические исследования, начатые в 1979 г. в дельте Амударьи путем маршрутных наблюдений и на топо-экологических профилях, пересекающих основные элементы дельтового рельефа (прирусловые валы, их склоны и межрусловые понижения), были повторены в режиме мониторинга в 1985, 1993 и 1999 гг. Маршрутные наблюдения, проведенные в 2017 г., показали, что современный этап динамики растительности – формирование растительных сообществ пустынного типа. На большей части территории неосвоенной дельты, превратившейся в пустошь после гибели тростниковых (Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.) сообществ (1970-1980 гг.), идёт активное расселение черного саксаула (Haloxylon aphyllum (Minkw.) Iljin), встреченного впервые в Муйнакском районе в 1993 г. Пустынный вид терескен серый (Krasheninnikovia ceratoides (L.) Gueldenst.), вселившийся примерно в эти же годы в деградирующие тугаи и разреженные моноценозы солянки древовидной (Salsola dendroides Pall.) на отакыренных солончаках, сформировал обширные заросли к северу от Кунграда.
Наблюдения на топо-экологических профилях позволили проследить протекание частных смен и стадий более детально. На правобережье протоки Акдарья, питающей Междуреченское водохранилище, на топо-экологическом профиле Порлытау в 3 км к юго-западу от одноименной возвышенности, почти за 40 лет наблюдений река смыла участок прирусловой поймы и прируслового вала шириной 500 м и врезалась на 9 м при падении базиса эрозии – уровня восточной части Большого моря на 26 м. Смены растительности развиваются медленно. Они идут путем протекающей сукцессионой смены древесного лохово-тополевого тугая (Populus ariana+P. pruinosa+Elaeagnus angustifolia—Mixteherbosa) кустарниковым с тамариксом многоветвистым (Tamarix ramosissima Ledeb.) и завершающейся на близлежащем участке межруслового понижения катастрофической сменой – гибелью карабаракового (Halostachys belangeriana (Moq.) Botsch.) сообщества. Это сообщество сформировалось в 1985 г. в результате засоления почвы на месте отмерших тростников. В 2017 г. в почве на всех точках профиля продолжается, начавшийся еще в 1993 г., процесс медленного поверхностного рассоления почвы путем иллювиирования солей из верхних горизонтов (0-10 см) в нижние. На окраине тугая в 2017 г. впервые отмечено присутствие пустынного вида терескена серого, который со временем, вероятно, расселится по всему этому участку, охарактеризованному профилем.
На северо-востоке дельты, на топо-экологическом профиле Кунядарья, начинающемся на правом берегу одноименной сухой протоки и спускающейся в юго-восточном направлении на приморскую равнину, деградирующий чингилево-туранговый тугай на прирусловом валу сменяется тамариксовым, о чем свидетельствует видовой состав присутствующего сообщества Populus diversifolia-Tamarix laxa+Halimodendron halodendron+T. ramosissima-Atriplex tatarica. В расположенном далее по профилю на склоне прируслового вала сообществе высокорослых хорошо развитых тамариксов и сочных солянок в 2017 г. впервые встречен черный саксаул. Далее профиль переходит на приморскую солончаковую равнину с аральскоклимакоптерово-карабараковым (Halostachys belangeriana—Climacoptera aralensis) сообществом. Солевые профили почв под всеми растительными сообществами имеют сходство в том, что максимальное содержание солей приходится на верхнюю часть профиля 0-10 см, оно резко сокращается в горизонте 10-20 см и далее до глубины 50 см остается неизменным. Наибольшее сходство имеют солевые профили почв под двумя участками тугая. Самый верхний горизонт 0-5 см менее засолен или несколько промыт от солей, чем расположенный глубже горизонт 5-10 см с максимальным содержанием солей. В сообществе карабарака максимальное содержание солей (8.28%) находится в поверхностном горизонте почвы 0-5 см и резко снижается к горизонту 10-20 см до 2% и далее вниз уменьшается почти до 1%. Солевой профиль под сообществами тамариксов отличается от остальных тем, что он весь слабо засолен и имеет два максимума – поверхностное слабое засоление (0-5 см – 0.5%) и среднее засоление (0.8%) на глубине 20-30 см. Солевые профили почв на топо-экологическом профиле Кунядарья свидетельствует о прогрессивном засолении почв с явно выраженным поверхностно-аккумулятивным профилем под влиянием пульсирующего вторичного гидроморфизма этого участка, спровоцированным периодически появляющемся потоком воды из залива Джилтырбас в сторону моря.
В 2017 г. на небольшом участке на берегу обводнительного канала, пересекающего деградирующий тугай Еркин был охарактеризован вновь образованный молодой древесный тугай. Он отличается от описанных ранее деградирующих полночленной структурой – имеет 3 яруса, и богатством видового состава растений (12 видов). Присутствуют два вида лиан, отмечен подрост и возобновление древесных видов – доминантов сообщества. Почва под молодым тугаем аллювиально-лугово-тугайная (гидроморфная), слабо засолена (0.36%) только в приповерхностном горизонте 0-5 см.
Сопоставление данных, полученных на топо-экологических профилях с данными предыдущих наблюдений, впервые позволило считать, что, смена растительных сообществ в условиях опустынивания неосвоенной части дельты в сообществах древесных тугаев идет преимущественно сукцессионным путем, в то время как для травяных и кустарниковых сообществ, особенно галофильных их вариантов, характерны преимущественно катастрофические смены. На их месте после гибели образуются длительное время не зарастающие пустоши, на которых подготавливаются условия для вселения видов, отличающихся экологией от предшествующих. В локальных гидроморфных условиях, с поемным режимом возможно формирование и существование растительных сообществ тугайного типа. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они характеризуют разнообразие экологических условий и процессов, протекающих в растительности и ландшафтах неосвоенной части дельты Амударьи в настоящее время, что полезно для организации и проведения практических работ по использованию природных ресурсов и сохранению биоразнообразия.
Ключевые слова: Узбекистан, Республика Каракалпакстан, освоенная и не освоенная части дельты Амударьи, опустынивание, гидроморфная, полугидроморфная, автоморфная стадии, топо-экологические профили, наблюдения, гологенез, эндо-экогенетические сукцессии, катастрофические и сукцессионные смены растительности, солевой профиль почв, засоление и рассоление почв.
DOI: 10.24412/1993-3916-2023-4-4-20
EDN: BXJHWA